Здесь находится последняя версия документа:

http://docs.google.com/Doc?id=ddc632bh_37mtz28vfj

http://timotv.narod.ru

 

Первая версия документа «Форум нового поколения. Введение» создана 05.04.2009

Последние изменения от 05.06.2009.

 

 

Форум нового поколения. Введение  (вариация на тему ВИКИ)

 

Небольшое отступление.

Что такое вэб-форум?

http://ru.wikipedia.org/wiki/Веб-форум

 

“В настоящее время веб-форумы <…> являются одним из наиболее популярных способов обсуждения вопросов во Всемирной паутине. На данный момент форумы сосуществуют наравне с блогами. Эти две формы общения в Интернете практически не уступают друг другу по популярности”.

 

Вопрос: почему администрация википедии не использует современный(классический) вэб-форум (с движком Invision Power Board или phpBB) для координации действий, а вместо этого устраивает форумы при помощи движка вики?

Как известно, движок вики создавался не для удобного общения пользователей.

Ответ: администрация русскоязычной википедии начитывает сегодня ок. 80 администраторов, в чьи задачи входит:

- контроль за содержимым 350 000 статей, количество которых непрерывно растет.

- координация действий между авторами статей и административным персоналом с целью обеспечения максимальной объективности подачи информации в этих статьях

- координация действий между адм. персоналом, руководствуясь только демократическими принципами.

- решение абсолютно всех споров и проблем (для этого существует арбитраж и другие инструменты)

[Примечание: использованы данные на начало апреля 2009]

 

Для осуществления таких масштабных задач они выработали и постоянно совершенствуют сложный механизм самоуправления (получение сигналов и запросов -> обработка -> выработка истинно верного решения -> реализация решения -> обратная связь и т.д.). Этот механизм невозможно реализовать при помощи классического движка вэб-форума, который не предназначен для решения масштабных административных задач, а точнее вообще для задач управления и саморегуляции.

Именно поэтому ни на каком форуме мы никогда не увидим, чтобы каждый пост имел важный информативный смысл и заслуживал бы решения храниться вечно, как статья википедии.

Т.о. образом КПД современных вэб-форумов крайне низкий в сравнении с тем, что может быть.

 

Возможно, в этом вступлении я допустил ошибки или искажение действительности, но нет никакого сомнения, что суть раскрыта точно. Все мои ошибки не оказывают ровным счетом никакого действия на цели, которые стоят перед движком форума нового поколения.

 

 

Я не случайно начал с системы управления русскоязычной википедии. Я хочу, чтобы все поняли, что в интернет-сообществе уже назрела необходимость в похожей системе управления. Интернет-форумы используются как площадки общения и как инструмент для решения вопросов огромным количеством сообществ, движений, общественных объединений, организаций. Сегодня считается обычной ситуацией, когда на форуме зарегистрировано 50 000 или 100 000 человек. Сегодня перед некоторыми сообществами стоят задачи по выработке единых мнений, решений, задач по согласованию действий, по выработке векторов развития (направлений совместных работ). Уже начиная с цифры в 5000 тысяч зарегистрированных участников делать это невозможно. И это с учетом того, что из этих 5000 заинтересованные и активные участники составляют цифру в 10 раз меньшую - 500 человек. Современные php-форумы не имеют инструментов для согласования мнений всех участников и инструментов для коллективной выработки решений. Сегодня перед некоторыми сообществами, в первую очередь реальными общественными движениями, включая международные, стоит острая необходимость в координации действий и выработке четких векторов развития. Т.е. имеется необходимость выйти за рамки обсуждения на форуме и подойти к консолидации усилий в развитии, а для этого необходимо сначала определиться с общими для всех векторами развития. На таких форумах люди обсуждают широчайший спектр проблем, а на некоторых вообще все проблемы человечества (международные общественные движения), и с каждым днем спектр вопросов неустанно растет вместе с приростом пользователей в интернете и конкретно в данном сообществе. Исходя только из этого факта классический форум никак не подходит для таких целей. А система управления википедии имеет шансы стать ориентиром – базируется на демократических принципах, целиком прозрачная, проработанная до мелочей, постоянно совершенствующаяся и имеющая огромное количество обратных связей (термин «обратная связь» – из теории автоматического управления).

 

Форум нового поколения будет обладать системой самоуправления/координации, или другими словами инструментами для создания условий эффективного/конструктивного общения на уровне подгрупп с целью выработки конкретных решений. Форум нового поколения – это форум с элементами автоматизированной системы выработки и принятий решений (АСПР).

 

 

Задача

Необходимо создать систему управления на форуме. Форумы в современном виде изжили себя, т.к. они не способствуют координации всего сообщества и выработке единых мнений. Необходимо как можно скорее разработать минимальный набор необходимых уже сегодня инструментов и включить их в имеющийся движок php-форума. В итоге мы получим вэб-форум нового поколения, который будет иметь элементы АСПР.

 

АСПР имеет несколько названий-синонимов:
автоматизированная система выработки и принятия решений (
yandex.ru; google.ru)
автоматизированная система принятия решений (
yandex.ru; google.ru)
система поддержки принятия решений (
СППР) (yandex.ru; google.ru)

АСПР по типу пользования бывают индивидуального или группового пользования. Индивидуального пользования это означает, что управлением занимается всего один человек, который принимает решения при помощи АСПР. Группового пользования - значит несколько человек должны принимать решения совместно. Собственно именно последнего типа АСПР интересуют нас.

 

Для справки:

Разработка полноценной АСПР - это межотраслевая область деятельности. АСПР - это сложные системы с т.зр. алгоритма и объёма обрабатываемых данных, поэтому сегодня АСПР разрабатывают в основном под конкретные задачи, например по управлению водными объектами, или АСПР по мониторингу безопасности сети АЭС - всё это называется объектами управления (ОУ).
В разработке АСПР участвуют :
- управленцы (как разработчики алгоритма АСПР, так и пользователи этой системы)
- профильные специалисты из исследуемой сферы (на каждом уровне ОУ есть ключевые специалисты, знания которых об ОУ необходимы для принятия решений и следовательно для работы АСПР ), например, начальники участков, цехов, подразделений и даже коммерческий/финансовый директор, если АСПР нацелена на выработку решений еще на более высоком уровне.
- программисты СУБД, АСПР, экспертных систем, КИС (См. сноску 1)

 

Самыми сложными АСПР из известных мне на сегодняшний момент являются:

- общегосударственная автоматизированная система управления народным хозяйством (ОГАС), которая существовала в СССР (не знаю, правда, в насколько законченном виде)

- Киберсин.

Это крайне сложные АСПР. Такой же сложной АСПР является та, которая связана в первую очередь не с хозяйствующими субъектами, а с огромных количеством людей, которые непосредственно влияют на выработку решения. Под огромным количеством людей имеется в виду тысячи людей, которые участвуют в решении одной единственной задачи в рамках еще более крупной задачи. В итоге это может оказаться всё общество в рамках одного государства, которое имеет доступ к распределенной АСПР и участвует в решении тысяч задач, проблем и вопросов, стоящих перед всей страной. За такими системами будущее. Это то, чем занимается borismb - Дельта технологии.

 

Задача по созданию форума нового поколения с точки зрения сроков реализации разумнее разбить на два этапа:

1)создание некоторой надстройки для классического php-форума (коммерческий Invision Power Board или бесплатный phpBB), которая бы позволяла объединяться в группы и вырабатывать единые решения на этом уровне. Это простая задача, и при этом крайне необходимая уже вчера. Но этого мало. Необходимо разработать систему управления форумом с целью обработки сигналов и запросов не только от каждого пользователя, но и от групп. Обработка сигналов и запросов от групп должна приводить к координации и объединению на более высоком уровне. Это может со временем привести к созданию нескольких (5-10) самых крупных групп, стремящихся к выработке всеобщей главной мировоззренческой линии, в т.ч. и вектора развития данного интернет-сообщества. Дадим название этой надстройке - АСПР “Форум” Light Edition:

http://timotv.narod.ru

 

2)усовершенствование АСПР “Форум” до АСПР “Форум” Full Edition. Содержание работ по данной версии АСПР пока подробно не рассматривалось. Навскидку можно сказать, что новая система будет включать не только все полезные возможности системы управления википедии, но также автоматическую систему анализа и распознавания сообщений пользователей с целью (возможность этого пока еще под вопросом) автоматизации процесса управления потоком сообщений, что отчасти подразумевает автоматизацию некоторых функций модерирования.

 

Какое место занимает форум нового поколения среди прочего ПО:

 

http://timotv.narod.ru/Forum_G2/forum_g2_and_other_SW.png

 

Сноски:

1)КИС - корпоративные информационные системы

Корпоративная информационная система - это система
управления материальными, финансовыми и другими
ресурсами компании, используемая для поддержки
планирования и управления компанией, для поддержки принятия управленческих
решений ее руководителями.
Под системой понимается не программный продукт, т.е. термин КИС не относится
к программному обеспечению, это понятие более широкое. Но этот термин я использую
в качестве объединяющего названия программных систем семейства
CASE, ERP, CRM, MRP
и др.

Класс программных средств, реализующих КИС, называется
CASE-системы (Computer Aided System Engineering - в первую очередь и Computer Aided Software Engineering - во-вторую).

Среди
CASE-систем условно можно выделить 2 подкласса:
-
CASE-системы (Computer Aided Software Engineering)
-
CASE-системы (Computer Aided System Engineering).

Первый подкласс узкоспециализированный и не имеет семейств, т.к. сюда входит ПО, предназначенное, в первую очередь, для автоматизированной разработки другого ПО. Эти средства разработаны с целью создания программ не зная языка программирования, хотя в действительности без знаний тонкостей программирования не обойтись при разработке нормальной программы.

Второй подкласс -
CASE-системы(Computer Aided System Engineering) - подразделяется на несколько семейств:
MRP
MRP II

MRP III
CRM
ERP
TQM
CSRP

В связи с совершенствованием ПО все семейства в той или иной степени способны выполнять функции
Computer Aided Software Engineering. Поэтому надо четко знать какое предназначение у данного ПО было изначально, чтобы определить к какому подклассу оно относится.

В связи с тем, что названия семейств
CASE-систем и название самого класса на данном этапе развития нигде не стандартизированы по назначению и набору функций, то бывает очень сложно разобраться в том, к какому семейству нужно в действительности относить тот, или иной программный продукт.
Поэтому в качестве классификации ПО данного класса можно использовать стандарты моделирования процессов, которые поддерживаются или не поддерживаются конкретным программным продуктом:
BPR
CSRP
IDEF0
IDEF1
IDEF1X
IDEF3
IDEF5
MRP
MRP II

MRP III
UML
...

============================
CRM (Customer Relationship Management – Управление взаимоотношениями с клиентами) это НЕ программный продукт и НЕ технология. Это даже НЕ набор продуктов. CRM - это направленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес стратегия, ядром которой является "клиент-ориентированный" подход.

CRM-system - это програмный продукт, направленный на реализацию этой концепции.

ERP
enterprise resource planning
- система, предназначенная для планирования и управления ресурсами предприятий
ERP-system
- ПО, предназначенное для автоматизации планирования и управления ресурсами предприятий
===================================================

 

 

 

Используются технологии uCoz